Юрий Александров: «Просто хочу ставить там, где мне хорошо»

Первой премьерой обновленного Самарского театра оперы и балета станет опера Бородина «Князь Игорь» в постановке знаменитого оперного режиссера Юрия Александрова. Лауреат «Золотой Маски», худрук собственного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», человек, про которого говорят, что в 90-е он узаконил в российском оперном театре личностное режиссерское высказывание, ставит, как сам уверяет, очень светлый спектакль для города, которому нужен праздник. Увидим 18 февраля, а пока корреспондент «ВК» поговорил с режиссером, приехавшим на этой неделе в Самару на очередную серию репетиций.

 

- Вы уже не в первый раз работаете в Самаре?
- Я бывал здесь много лет назад, поставил пять разных спектаклей. Страшновато было ехать, потому что я люблю работать там, где уже бывал, а здесь все поменялось. Я ехал с опаской и надеждой, и надежды, слава богу, оправдались, потому что я увидел роскошное здание. Я вообще люблю строить театры, в своей жизни построил четыре-пять, и для меня всегда интересен этот сосуд, который нужно наполнить новым содержанием. Приятно, что я встретил много своих друзей, они все в замечательной форме — и Вася Святкин, и Зураб Базоркин, и новые ребята очень симпатичные. И, конечно, Михаил Губский — таких певцов в России вообще раз, два и обчелся.
- Как здесь будет звучать «Князь Игорь»?
- В смысле масштаба, воздуха — хорошо, потому что ему здесь просторно. Акустически театр очень приличный. Мне очень нравится сцена — объемная, высокая — а сцена решает все. «Князь Игорь» — опера массивная, масштабная, государственная. Я много раз ее ставил — и в Турции, и в Мариинском театре, сейчас в Ростове. Вообще сейчас все хотят ставить «Князя Игоря». Наверное, потому что настало время какого-то патриотического (или, наоборот, критического) осмысления нашей истории.
Мы должны брать в истории (как я понимаю свою миссию) то, что нас сегодня волнует. Мне показалось, что Самаре нужен праздник, свет. Открытие театра — это праздник. Я бы хотел в этом спектакле вернуть публике скомпроментированные сегодня понятия, такие как патриотизм, долг перед Отчизной. Это будет «белый» спектакль, очень красивый. Я возвращаюсь к авторской редакции, с прологом, эпилогом, с надеждой на то, что Россия стряхнет с себя иго, хотя всегда ставил свою версию.
Тут есть о чем говорить, пьеса вечная, допускающая разные трактовки. И, конечно,  очень важна тема столкновения двух миров, восточного и славянского — очень злободневная история.
- Каким у вас будет Восток, половцы, если вы говорите, что весь спектакль — «белый»?
- Восток — это большая декоративность, цветовая гамма, богатство костюмов. Оформляет спектакль главный художник Михайловского театра в Петербурге Вячеслав Окунев. Мы работали с ним по всему миру - и в Ла Скала, и в Арена ди Верона, уже больше 200 спектаклей вместе сделали…
Мы надеемся не обидеть публику. Кризисы ведь, в первую очередь, сказываются на опере, потому что это искусство дорогое, тут экономить нельзя. Даже в драме стул, стол и режиссер Някрошюс — уже спектакль. В опере не так. Хор - сто человек, его надо одеть, сцену нужно закрыть живописью или объемами. А это сотни тысяч рублей.
Мы хотим сделать достойный спектакль. Без фанатизма и жировых отложений. Костюмы в «Князе Игоре» — это всегда один из нокаутирующих ударов, когда открывается занавес — и дух захватывает. А сегодня исторический костюм стоит от двух тысяч долларов, потому что это ткань, стразы, росписи, пошив, накладные расходы. До 100 тысяч рублей. Умножьте на сто. В Европе сегодня спектакль стоит полмиллиона евро, то есть 20 миллионов рублей, хотя цены там меньше. Но ваша область выделила большие деньги на открытие театра, и тут можно говорить только слова благодарности. Посмотрим, что будет, но декорации выполняет лучшая мастерская России - «Возрождение» (Санкт-Петербург). Это команда, которая оформляла все мои спектакли для Большого театра, Мариинского, Ла Скала. Декорации будут выполнены из пластика, это не просто наклеенный пенопласт, который через полгода осыплется, это долговечные технологии.
- А ваш ростовский «Князь Игорь», который сейчас прошел на «Золотую Маску»?
- Совсем другой. Дело в том, что у меня подряд три «Князя Игоря», будет еще один в Москве, в «Новой опере», и все они принципиально разные. Ростовский спектакль — это проба авторского отношения к этой опере. Там я перевернул всю партитуру, сделал очень короткий спектакль, такой эскиз к московскому, который будет очень жестким и бескомпромиссным. Они так от меня получат в морду, что дай бог. Потому что рядом Кремль, дойдет. Это будет спектакль наотмашь — о российском скотстве, о шапкозакидательстве, о горе, которое нам приносят руководители. Поставить такой спектакль в Самаре было бы неправильным.
Россия на генетическом уровне - оперная держава. Люди могут даже не читать «Евгения Онегина», но они прекрасно представляют, какой должна быть Татьяна, каким — Ленский, знают, что в «Князе Игоре» есть половцы и русские. Иногда интересно этот стереотип сломать, но до определенного предела, потому что публику обижать в ее ожиданиях нельзя. Публике трудно, она сильно изменилась, я с ужасом вижу, что в Петербурге люди редко досиживают до конца спектакля — не потому, что плохо, а потому что поздно идти домой. А полотна-то написаны русскими мастерами ого-го, на пять часов!
- Вы президент Ассоциации музыкальных театров России — что это за организация?
- Мне показалось, что Союз театральных деятелей не так много внимания уделяет провинциальным театрам. И «Золотая Маска», многократным лауреатом которой я являюсь, не доходит до них. Поэтому мы придумали такую организацию, в которую вошли уже почти все музыкальные театры России, за исключением разве что Мариинки. Мы поставили своей задачей помощь провинциальным театрам - методическую, нотную, организовали фестиваль «Музыкальная панорама России». Он дважды с огромным успехом прошел в Омске. На него съехались театры, о которых я даже и не слышал — из Калининграда, Ессентуков.
- Вы в прошлом году отметили 60-летие. С годами вы стали более дерзким режиссером или наоборот?
- Я стал более разным. Дерзость — это немножко синоним хамства, хотя в нашей профессии заложена эта агрессивность. Но с годами понимаешь, что важно не только то, что ты ставишь и когда, но и где.
У меня очень дерзкие спектакли в моем камерном театре, каждый — событие в смысле отношения к классическому тексту. У меня в «Пиковой Даме» одно из действующих лиц — Сталин, но этот спектакль мог появиться только в Петербурге, потому что там есть три канонические версии «Пиковой Дамы», и публика может выбрать.
Режиссер всегда бежит немного впереди публики, но не должен убегать так, чтобы зрители его совсем уж не видели. А такое отношение встречается у многих моих коллег: не нравится — пошли вон отсюда, я европейский, я там-сям. Мы не должны угождать публике, но должны понимать ее и не оскорблять своими спектаклями. И немножко, как педагоги, тянуть к современному. Вот это тоже понимаешь, когда появляются седые волосы.
Иногда меня спрашивают, какой спектакль я мечтаю поставить. Да никакой! Я никогда не думал ставить три «Князя Игоря» подряд, потому что для профессионала это мука. У меня клавир исписан синей, красной, желтой краской, и я должен в голове держать — в этом отделе Самару, в этом «Новую оперу», здесь у меня Ростов... Господь скажет сам, какая будет следующая работа. Тем более, на ближайшие два-три года он уже сказал. А там посмотрим. Ничего не хочу, хочу только ставить там, где мне хорошо, и жизнь мне такую возможность уже дала.

Александров Юрий Исаакович (род. 7 февраля 1950 года, Ленинград) - художественный руководитель государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», заслуженный артист России (1997), народный артист России (2008). В 1974-м окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист, в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории. С 1978 года по настоящее время Александров — режиссер-постановщик Мариинского театра. Среди поставленных здесь спектаклей — «Сорочинская ярмарка», «История Кая и Герды», «Дон Паскуале», «Мадам Баттерфляй», «Мавра» и др. Кроме того, поставил более 120 спектаклей в оперных театрах России и зарубежья.
Снискал славу новатора оперного искусства. В 1987 году основал Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем реорганизовалась в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Много работает за рубежом: ставил в Ла Скала, Арена ди Верона, Метрополитен Опера, в Польше, Турции, Казахстане. Лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая Маска».

 

Источник: www.vkonline.ru

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дима Немытышев 09 апреля 2024 13:15 В Самару приедет папа Тани Гроттер

великолепные книги супер

Екатерина Грачева 22 июля 2023 15:10 Татьяна Мрдуляш: "Я вместе со своей Родиной"

Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:33 Поляну Грушинского фестиваля модернизируют за 130 млн рублей

Дорогое удовольствие...

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:30 В Тольятти соберутся народные хоры со всей России

Знаковое мероприятие.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6